ножи жигжита баясхаланова
"Каждая моя работа начинается, как книга, с замысла. И этот этап является самым длительным и самым ответственным. Произведение ювелирного искусства буквально "рождается в творческих муках", как это принято говорить высоким слогом. Идеи для своих работ я черпаю в наследии предков: меня вдохновляет бурятский эпос, я заимствую мотивы национального бурятского костюма и орнамента, для декорирования использую элементы традиционной бурятской символики, в основе которой лежат древние сакральные знания, и, конечно, источником вдохновения служит безгранично прекрасная и разнообразная в своих формах природа.
Произведения народного творчества, изучение быта и обычаев предков, наши верования и культы дают мне богатую пищу для размышления, чтение исторических книг и летописей – артефактов жизни древних монголо-бурят – погружают меня в мир фантазии и служат отличной почвой для ростков собственного творчества", - говорит автор о своем творчестве.

У бурят основным из традиционных ремёсел является оружейное дело. Испокон веков мастера-дарханы считались посланниками Небес - Тэнгэри, они пользовались огромным уважением среди сородичей, большинство секретов передавалось по наследству, исключительно по отцовской линии и только посвящённым. Эта большая и многовековая культура ярко отображается и в современном искусстве бурятского народа.

Термин «Дархан» был широко распространён в средние века в Центральной и Средней Азии у тюркских и монгольских народов. В прошлом кузнецами-дарханами часто были шаманы, т.к. их работы сопровождались выполнением многих обрядов. Железо, как и сами Дарханы, глубоко почиталось людьми, поэтому изделия из железа несли сакральный смысл.

По легенде первым кузнецом был небожитель - небесный дархан Божинтой-убгэн, хранитель золота и серебра, а каждый из девяти его сыновей был эзэном-покровителем (эзэн - хозяин) какого-либо кузнечного инструмента. По поверью, они спустились на землю, чтобы поделиться с людьми секретами священного искусства.
"Медведь", коллекция "Равновесие"
Произведения анималистического жанра можно назвать визитной карточкой Жигжита Баясхаланова. Ни одна другая тема не вдохновила художника на столь масштабные творческие поиски. Это дань исключительному богатству нашей природы, населенной животными, уникальными в своей красоте. Автора восхищает не только гармония внешних черт, но и ловкость, сила и грациозность зверей, раз за разом оживающих в его работах.

Нож «Медведь» коллекции «Равновесие» создан в характерной авторской геометричной, лаконичной пластике.
Навершие ножа, выполненное в форме головы невозмутимого и устремленного взглядом вдаль медведя, «рисуется» одной силуэтной линией и воздухом, который в ней оказывается заключен, что создает композиционную гармонию на контрасте с плотной темной деревянной рукояткой. Клинок исполнен по образу легендарного медвежьего ножа Самсонова, предназначавшегося в XIX веке для наиболее опасных видов охот на дикого зверя, в том числе и на медведя.

Издревле этот крупный зверь, великан – хозяин леса – олицетворял собой достоинство и недюжинную силу, являлся символом добродушия, мудрости и власти.
ГРАНАТОВЫЙ

Этот подарочный кинжал является еще одним видом наградного оружия, представленного в мастерской Жигжита Баясхаланова. Часто подобный тип ножа выступает в качестве аксессуара военной или гражданской одежды. Рукоять и ножны представляют собой единое концептуальное целое. В кинжале "Гранатовый" умело сочетаются два, казалось бы, несовместимых свойства: сила и изящество. Сила воплощается в обоюдоостром клинке из дамасской стали с включением никеля, а изящество - в тончайшей гравировке, цветочных орнаментах и ярко багровых гранатах.
Авторский нож «Буддийский» Жигжита Баясхаланова.

Главным мотивом нового авторского ножа являются Восемь символов буддийских драгоценностей, которые расположились на ножнах, рукояти и подвесе ножа. Несмотря на обилие образов и богатый декор, здесь отсутствует перегруженность: ритмично выстроенная композиция, в которой декоративные элементы чередуются с буддийским узором и с гладкой лаконичной поверхностью и бликами металла позволяет взгляду мягко скользить по предмету, внимательно разглядывая каждую деталь.

Считается, что размещение символов Восьми буддийских драгоценностей, которые так же называются Восемью символами удачи, создает благоприятную окружающую энергетику, а значит и будет способствовать успеху владельца ножа.
НАБОР "ВЕЧНОСТЬ"

Богатство набора сосредоточено на яркой орнаментальной проработке всех его элементов: ножа, ножен и подвеса. В узоре, пышно разросшемся между гладких участков из белого металла и моржовой кости, преобладает мелкая детализация растительного рисунка с россыпью насыщенных алых гранатов. Изобильная инкрустация камнями и глубокий рисунок придают изделию аристократическое богатство.
Нож "Калмыцкий"
Нож «Калмыцкий» (в оригинальном прочтении - утх) в паре с ремнём отражает особенности традиционной культуры Калмыкии.

Такой нож типологически близок бурятскому и монгольскому, однако отличается более сдержанным декором с преобладанием растительного орнамента. Автор включил в композицию «Калмыцкого» ножа бесконечный узел, а в центральную часть бляхи поместил колесо Дхармы. Холодный блеск металла выгодно оттеняет цвет камней инкрустации.

Нож сопровождал калмыка в любой ситуации: входя в кибитку, мужчины оставляли у порога не только оружие, но даже трости для ходьбы. Этот обычай, однако, не распространялся на нож, становившийся главной защитой в критическую минуту. Пояс же являлся важным атрибутом костюма калмыка, к которому крепились пойманная дичь и необходимые в быту принадлежности, в том числе и нож. Для того, чтобы выдерживать подвешенный груз, пояса создавались широкими и массивными.

Пара пояс-нож остаются значимыми элементами национального костюма калмыка и сегодня. Обладание ими ассоциируется не только с преемственностью традиций, но и с мужскими качествами: силой, сноровкой, отвагой. Появление на поясе ножа символизирует зрелость, принятие ответственности как за себя, так и за свою семью.

Чтобы ознакомиться со всеми изделиями автора, перейдите во вкладку "Изделия"