композиции жигжита баясхаланова
Композиция - это изделие, практические качества которого сочетаются с акцентированной декоративностью. Она состоит из ножа, искусно вписанного в фигуративное изображение, служащее подставкой. Композиция дополнит интерьер кабинета, где ее можно использовать как в качестве ножа для бумаги, так и элемента украшения пространства.
Цель достигается через связь разума, тела и духа.
Композиция «Единство» — одна из наиболее известных работ Жигжита Баясхаланова. В ней заключена идея о том, что достижение цели — это результат объединения усилий.

Монгольские кочевники, известные на весь мир как искусные наездники и стрелки, часто прибегали к особой тактике. Они имитировали отступление, вынуждая противника бросаться в погоню. В тот момент, когда враг концентрировался на управлении лошадью, воин, вооружённый луком, разворачивался и совершал точный выстрел.

В этом кроются исторические корни композиции «Единство». Каждая её деталь полна динамики и внутреннего напряжения. Всадник стреляет в тот момент, когда конь совершает прыжок, а ветер, развевающий султан на шлеме, подхватывает стрелу. Художественный образ запечатлевает человека, животное и природу, слитых в едином порыве.

Полководец
Рукоять композиции «Полководец» выполнена в виде поясного изображения воина в традиционном облачении. Необычная форма клинка вдохновлена «Мечом мудрости» — атрибутом многих бодхисаттв, изображённых на буддийских тханках. Он символизирует отсечение неведения и привязанностей.
Доспехи воина в композиции «Полководец» украшают лики драконов. Дракон символизирует мужество, твёрдый характер и отвагу. Количество драконов на облачении указывало на статус человека: их наибольшее число — девять — мог позволить себе лишь правитель страны.
Чтобы подчеркнуть форму лезвия, автор создал только часть ножен, поддерживающую клинок в вертикальном положении на подставке из итальянского мрамора. Это решение позволило художнику добиться изящества конструкции, а также продемонстрировать красоту узора на лезвии, не скрывая его в ножнах.
По правую руку полководца находится длинный трезубец — буддийский символ разрушения трёх ядов: неведения, желания и агрессии. По левую руку закреплён щит, украшенный камнем, как и медальон в центре доспехов. В изображении ощущается величественность, присущая сильной личности, способной поднять боевой дух воинов и вдохновить их на подвиги.

Композиция «Ратник» - это еще один отважный воин из новой коллекции "Доблесть" в авторской стилизации мастерской Жигжита Баясхаланова.

Фигуративное изображение запечатлевает былинного воина, ратника – обладателя недюжинной силы, решимости и отваги, чья слава и удаль дошла до нас сквозь столетия через сказания и предания. Это статный широкоплечий воин – защитник своего рода от чужеземных захватчиков.

Навершие рукояти выполнено в форме головы воина с конусообразным шлемом, именно такая форма защитного головного убора позволяла добиться максимальной защиты в бою, меч врага просто проходил по металлической пластине, соскальзывая вниз.

Изображение кольчуги минималистично, тем самым художник заставляет включать воображение и достраивать рисуемый образ: и тут же мы можем услышать глухой перезвон туго сплетенных между собой металлических колец, где-то вдалеке ощутить ржание верного спутника – коня, который зовет на новые подвиги.

Логичным завершением образа становится меч, как символ власти и силы, доблести и справедливости.
«Хоккей — это искусство. Как и любой другой вид спорта, он требует скорости, сноровки и силы. Однако помимо них необходима незаурядная смекалка, чтобы просчитать троекторию движения в уме, и чётко отлаженная техника, подстроенная под ритм игры» (Жак Плант, вратарь «Монреаль»).

Вниманию ценителей декоративно-прикладного искусства представляется композиция «Вратарь». Среди изделий автора она появилась неслучайно: для России хоккей — знаковый вид спорта. Истории ярких побед нашей лиги вызывают искреннее восхищение и гордость. Чтобы увековечить достижения спортсменов, художник изобразил вратаря — ключевого игрока, от которого зависит исход встречи. Недаром говорят, что вратарь — это половина команды. Его позиция самая ответственная и напряжённая, ведь на кону стоит победа или поражение.

В центр композиции помещён нож, рукоять которого выполнена в виде фигуры хоккеиста. Изображение дополняет подставка с элементами спортивной экипировки. «Вратарь» олицетворяет выдержку, твёрдость и сосредоточенность на достижении цели. Автор показал вратаря всецело контролирующим положение. Плечи раскрыты, ноги широко расставлены, а шайба, зажатая в перчатке, скоро окажется на льду, где развернётся увлекательное соперничество.
«Маленький воин» представляет собой фигурную композицию, внутри которой скрыт клинок. Статуэтка аллегорически изображает взросление мальчика, его готовность вступить на путь воина. Не по возрасту большие одеяния отца, в которые облачён ребёнок, демонстрируют преемственность поколений, чтимую в традиционной культуре.

Композиция «Маленький воин» воплощает представления степных кочевников о воспитании. Будущих воинов с ранних лет приучали к выносливости и виртуозному владению оружием. В возрасте трёх лет отец сажал ребёнка в седло, привязывая его к спине лошади. В возрасте четырёх-пяти лет мальчик получал первый лук, с тех пор проводя большую часть времени верхом, охотясь и воюя. Если того требовали походные условия, дети даже спали в седле, чтобы не терять скорости передвижения.

Клинок ножа, скрытый в композиции, символизирует внутренний стержень воина. На Востоке главным оружием воина считался не тот меч, который зажат в руке, но тот, который хранится в душе. «Маленький воин» вторит этой мысли, воплощая её посредством оригинального художественного образа.
Соколиная охота
Композиция «Соколиная охота» — это нож на вертикальной подставке, одновременно служащей ножнами. Образ, созданный Жигжитом Баясхалановым, воплощает момент, когда охотники заметили добычу. Заслышав её приближение, человек и птица повернули головы в направлении шума.

Рельеф на ножнах продолжает сцену, изображая сокола с зажатым в когтях животным. Художественное решение развёртывает образ во времени, показывая два этапа охоты: выслеживание и поимку.

Рукоять выполнена в виде охотника в облегчённых доспехах, позволяющих сохранить подвижность. К ножнам примыкают объёмные изображения сокола и снаряжения — колчана, лука и стрел. Лук и стрелы можно извлечь, чтобы рассмотреть в деталях.
Чтобы ознакомиться со всеми изделиями автора, перейдите во вкладку "Изделия"